Коттедж редко является единственным строением на приусадебном участке – как минимум, имеется ещё сарай, а чаще всего и летняя кухня, баня, беседка. Постройки хозназначения возводят с меньшей основательностью, чем жилой дом, но тоже с расчётом эксплуатировать достаточно долго, а это подразумевает наличие под ними фундаментов.
Рассмотрим одно из решений, позволяющее соорудить достаточно надёжную опорную конструкцию с использованием старых автопокрышек — материала бросового, но обладающего остаточными достоинствами, важными и бесплатными.
Содержание
Чем привлекательны автопокрышки в фундаменте
Найти применение старым шинам в обход утилизации – проблема не новая, и решений у неё не так много. Одно из них, достаточно рациональное – включать покрышки в конструкцию фундаментов под хозпостройки на приусадебных участках, особенно в качестве несъёмной опалубки при сооружении столбчатых опор.
Такая технология возведения столбов позволяет не просто избавиться от шин, а с пользой для дела использовать базовые, не утраченные характеристики этих изделий из резины. В ленточных и плитных фундаментах покрышки тоже могут присутствовать, но целесообразность и эффективность их включения в конструкцию ленты или плиты не всегда однозначны.
Что даёт применение старых автошин в фундаментах:
- В большинстве случаев б/у-покрышки достаются бесплатно.
- Несколько вариантов наполнителя для шин – песок, кирпичная крошка, щебень, бетон дают возможность соорудить опорную конструкцию оптимальной жёсткости с привязкой к бюджету.
- Герметичная опалубка из этих резиновых изделий при бетонировании не даст просочиться цементному молочку наружу, а грунтовой влаге — внутрь.
- Оболочка из резины надёжно изолирует элементы фундаментной конструкции от контактной среды – важный фактор при строительстве на водонасыщенных почвах и подтопляемых площадках, в грунтах с агрессивными включениями.
- Отформованные в покрышках столбы имеют хорошую геометрию, поскольку резина «опалубки» армирована.
- Опоры, сооружённые из бетонированных автошин, обладают высокой несущей способностью – они прочны на сжатие и остойчивы (значительная площадь поперечного сечения).
- Технология строительства фундамента с использованием покрышек проста и доступна к исполнению своими силами без применения сложного оборудования.
Фундаментные опоры в автошинах надёжны и успешно эксплуатируются в тех же условиях, что и бетонные/стальные столбы со специальными покрытиями.
Читайте также: Плитный фундамент: особенности, расчет, сроки и стоимость
Минусы опорных конструкций с использованием шин
К недостаткам таких фундаментов можно отнести некоторые их особенности, обусловленные нестандартностью решения:
- Пригодность к эксплуатации лишь под строениями из нетяжёлых стройматериалов – каркасными, щитовыми, одноэтажными из газобетона.
- Покрышки горючи.
- Опоры в оболочке из покрышек выглядят не особо презентабельно, а в регионах с жарким климатом резина надземной части ещё и растрескивается, поэтому в определённых условиях фундамент требует дополнительного обустройства (ЛКМ, защитно-декоративные кожухи).
Устройство столбчатого фундамента из бетонированных покрышек
Работы начинают с разметки – с помощью колышков и шнура на площадке обозначают оси стен будущего сарая.
Затем определяются с расположением столбов – они должны быть под углами строения и с шагом в полтора-два метра под несущими стенами, оси проходят через их центры. По разметке роют ямы под будущие столбы – глубиной в 2-3 ширины покрышки плюс 20 см, в плане больше шины на 20-30 см.
Донья углублений ровняют и делают плоскими, стенки – отвесными. Во все ямы насыпают песок и щебень – слоями по 10 см с промежуточным трамбованием и проливкой водой. Глубину уплотнённых ям «стреляют» нивелиром, после чего выстилают их понизу рубероидом или строительным полиэтиленом (гидроизоляция).
Укладка шин с бетонированием
На утрамбованную подушку укладывают и центруют одну покрышку. Полости вокруг неё засыпают рыхлым песком – так шину фиксируют по месту, не деформируя.
Замешивают бетон в пропорции 1:4:2 (Ц:Щ:П), он не должен быть жидким и растекаться. Резиновая «опалубка» бетонируется по всему объёму – раствор мастерком набивают в пазухи, и заполняют им середину ниши заподлицо.
Поверх первой кладут вторую покрышку, выравнивают относительно неё, фиксируют снаружи несколькими кольями по кругу и так же бетонируют заподлицо, уплотняя штыкованием или вибратором. Идентично поступают с шинами надземной части.
Середину конструкции – бетонный столб для придания ему прочности на изгиб армируют 3-4 вертикально установленными стальными прутьями переменного профиля диаметром от 10 мм.
В бетон верхней покрышки по центру утапливают и приваривают к арматуре закладную деталь или кронштейн для крепления балок обвязки.
Через неделю после бетонирования ямы засыпают песком, проливают его и трамбуют. Завершающим этапом сооружения фундамента будет монтаж обвязки, если он запроектирован.
Читайте также: Утеплённая шведская плита: конструкция, технологии и стоимость
Фундаментные столбы из автошин с засыпкой
После выполнения разметки роют ямы глубиной в половину ширины покрышки плюс 20 см и обустраивают их так же, как для варианта с бетонированием.
Шину укладывают на дно и центруют – она должна возвышаться над уровнем площадки на половину своей ширины. Пазухи покрышки, а затем центральную полость заполняют щебнем, песком или смесью этих материалов – в наполнитель добавляют воды, чтобы он внутри не осыпАлся. Укладывают сверху вторую шину и делают с ней то же самое, трамбуя содержимое. При необходимости столбы делают и трёхъярусными, используя шины большего размера, но опоры из 4-х покрышек при использовании сыпучих наполнителей уже не будут достаточно статичными.
Нередко шины соседних ярусов скрепляют между собой болт-гайками, просверлив отверстия в их боковых стенках – это обеспечит оболочке целостность и исключит случайное смещение опор при монтаже обвязки.
Поверх последней покрышки кладут слой цементного раствора в 3-5 см, для этого её засыпка делается чуть ниже. На отвердевшее покрытие стелют 2 слоя рубероида – гидроизоляцию.
Заключение
Столбчатый фундамент из покрышек проще в исполнении и дешевле, чем столбы из любого другого материала. Для ситуаций, когда строение не массивное, и требования к эстетичности конструкции не высоки, это оптимальное решение. Что касается горючести резины, близко к постройке огонь не разводят при любом фундаменте.